Работа с родителями

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»

Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей десятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Вопросы для обсуждения: анализ отношения десятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.

Подготовительная работа:
Примерно за неделю до родительского собрания обучающиеся 10 класса заполняют следующие две анкеты:
Анкета №1.
1. Выбрал(а) я профессию или нет
2. Зависит ли мое будущее от выбора профессии
3. Повлияло ли мнение родителей на мой выбор

Анкета №2 «5 основных направлений профессиональной деятельности» (приведена в ходе собрания).

Оформление: Эпиграф на доске: «Профессия - это тягость, переходящая в радость». Анкеты для родителей «5 основных направлений профессиональной деятельности». Памятка для родителей по выбору профессии.Ход собранияСлово классного руководителя 1. Уважаемые мамы и папы!
Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, кгда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существоанию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойст нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.  

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много состовляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное  -  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 10 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.

Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.

2.  Беседа с родителями.
Возможные варианты вопросов.
- Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
- Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?
- Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение?
- Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
- Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3.Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.

Итак, психологические типы человека
Сангвиник
Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Холерик
Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Флегматик
Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Меланхолик
Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.

4. Ваши дети заполняли анкету по выбору профессии. Анкеты детей я вам отдавать не буду, так как сейчас вы тоже заполните такую же. Придя домой, попросите своего ребенка показать вам его результаты и сравните со своими.

Родителям выдаются анкеты.

Анкета «5 основных направлений профессиональной деятельности».

Человек - природа
Микробиолог
Агроном
Зоотехник
Мастер-плодоовощевод
Ветеринар
Контролер-приемщик фруктов
Мастер-животновод
Аппаратник выращивания дрожжей
Агроном по защите растений
Зооинженер
Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства
Егерь
Биолог-исследователь
Флорист
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
Человек - техника
Слесарь-сборщик
Техник-механик
Техник-технолог общественного питания
Электрослесарь
Инженер-механик
Инженер-электрик
Мастер-диагност техники
Слесарь-ремонтник
Токарь
Оператор прокатного стана
Раскройщик верха обуви
Раскладчик лекал
Инженер-конструктор
Водитель
Водолаз
Радиотехник
Швея
Связист
Человек - человек
Парикмахер
Продавец
Инженер-организатор производства
Врач
Учитель
Судебно-медицинский эксперт
Врачебно-трудовой эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Мастер производственного обучения
Инженер-педагог
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор-производства
Организатор торговли
Следователь
Адвокат
Дознаватель
Хирург
Инспектор милиции
Психолог
Менеджер по продажам
Торговый представитель
Няня
Официант
Администратор

Человек - знаковая система
Программист
Чертежник-картограф
Математик
Редактор издательства
Языковед
Финансист
Оператор фотонаборного автомата
Корректор
Бухгалтер-ревизор
Контролер полиграфной продукции
Стенографистка
Телеграфист
Нотариус
Радиооператор
Фотограф
Почтовый работник
Делопроизводитель
Логист
Маркетолог
Специалист по налогообложению
Аудитор
Радист
Плановик
Человек - художественный образ
Художник-декоратор
Художник-ресторатор
Настройщик музыкальных инструментов
Концертный исполнитель
Артист балета
Артист театра
Искусствовед
Музыковед
Театровед
Цветовод-декоратор
Живописец по фарфору
Лепщик архитектурных деталей
Дизайнер интерьера
Композитор
Имиджмейкер
Бренд-менеджер
Специалист по рекламе
Маляр
Гравер
Фотограф
Стеклодув
Шлифовальщик камней
  
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель.

Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.

Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед,  диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.

Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник.

Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.

Человек — знаковая система — все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.
Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).


Хочется сказать о том, что выраженный у обучающихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания обучающихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.

Однако многие подростки уже имеют  представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.
Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных  занятий с обучающимися.  

Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.

5.  Подведение итогов родительского собрания (классный руководитель обобщает информацию, формулирует выводы, благодарит родите¬лей за участие).
В конце собрания принимается решение, выслушиваются мнения родителей по теме. Каждому родителю выдается памятка.

Памятка для  родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Список литературы
1. Аблогина С. Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии // Читаем, Учимся, Играем. - 2007
2. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: Метод. пособие / Н.В. Немова. – М.: «Сентябрь».
3. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт».
4. Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов/ сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: учитель

Родительское собрание на тему «Взаимоотношение в семье»

Описание: Предлагаю Вам  сценарий родительского собрания, который предназначен для педагогов  и родителей 5 класса. Родительское собрание проводится в форме диспута родителей и учащихся. Данное родительское собрание помогает родителям и детям лучше понять друг друга.


Цель: организовать взаимодействие детей и родителей.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

2. Помочь родителям и детям лучше понимать друг друга.

Методы: игра, беседа, демонстрация мультимедийного устройтсва.

Ход дискуссии:

1. Вступление.

Добрый день, уважаемые взрослые и представители молодого поколения! сегодня мы поговорим о самом важном, о том, без чего  каждый из нас чувствует себя одиноким и беззащитным. Я предлагаю поговорить о семье.

- Что для каждого из вас означает слово "семья"?

2. Счастье и несчастье.

Наш великий писатель Л.Н.Толстой утверждал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по - своему». Теперь слайд-шоу.  Внимательно посмотрите слайды  и попробуйте определить: какая семья на каждом из них изображена – счастливая или нет, и почему вы так считаете.

- Как вы думаете, почему  порой в семьях между родными людьми возникает непонимание, и случаются ссоры?

- В чем причина извечного конфликта отцов и детей?

3. Приоритеты

Попробуем определить основные приоритеты взрослых и детей в современной семье.

Перед вами таблица, в которой перечислены некоторые из основных приоритетов семьи. Вам необходимо определить степень их важности и соответственно оценить, пронумеровать. Потом сравним, совпадут ли взгляды взрослых и детей, узнаем процентное соотношение.

Приоритеты взрослых и детей очень часто не совпадают. И именно в таких ситуациях возникает непонимание.

4. Под защитой закона

Нелегко порой найти компромиссы в решении тех или иных внутрисемейных вопросов. Наверное, конфликты неизбежны, и поэтому семья находится под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей отражены в  Семейном кодексе Рф.

(Участникам необходимо выбрать правильный ответ)

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста:

А) 14 лет

Б) 16 лет

В) 18 лет +

2. Ребенком вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы:

А) с 6 лет

Б) с 10 лет +

В) с 14 лет

3. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга:

А) по взаимному согласию +

Б) по личному желанию

В) в соответствии с правом на собственность

4. Права граждан в семье могут быть ограничены только:

А) по личному  усмотрению

Б) на основании федерального закона +

В) в соответствии с традициями семьи

5. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами:

А) общеобразовательных отношений

Б) детей

В) родственников

Разумеется ни один документ не поможет человеку стать по-настоящему счастливым. Закон не в силах заставить любить. Главные законы семьи – это уважение, понимание, терпимость, любовь и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

5. Секреты счастья.

Обратимся к народной мудрости. Внимание на экран! На экране проецируются слова. Необходимо составить пословицу.

- Вместе, на, месте, Когда, то, и, семья, душа (Когда семья вместе, то и душа на месте)

- Клад, если, не, нужен, в, лад, семье (Не нужен клад, если в семье лад)

- Горя, там, Где, совет, любовь, да, и, нет (Где любовь да совет, там и горя нет)

- Скажите, а в какой русской народной сказке благодаря совместным усилиям большой семьи удалось сделать то, что не удавалось сделать поодиночке? («Репка»)

В семье, как и в сказках, нужно решать все проблемы сообща. И именно такую семью можно будет назвать счастливой.

- А что еще нужно для того, чтобы семья стала счастливой?

- Какими вы хотели бы видеть своих родных и близких?

Педагог просит детей написать пожелания взрослым, а взрослых – пожелания детям (на листочках бумаги в форме сердца). Участники выполняют задание. Родители и дети обмениваются «сердцами», затем читают пожелания. Педагог выражает надежду, что эти пожелания будут способствовать укреплению взаимопонимания в семьях.

6. Заключительное слово.

Говорят, действительно счастлив тот человек, кто счастлив в своей семье. Не будем забывать об этом. И пусть все семейные споры всегда решаются только мирным путем. Любви вам и понимания.